Схожесть и различие балинтовских групп и аналитических супервизий

Малахова Наталия Владимировна
Доклад на международном конгрессе ОППЛ «Отечественные традиции и новации в психотерапии, практической и консультативной психологии» 17-19 октября 2014 г., г. Москва.

Малахова Наталия Владимировна
кандидат философских наук, психолог, доцент МОКПО (Международного Общества Кататимного Переживания Образов и Имгинативных методов в психотерапии и психологии), действительный член ППЛ (Профессиональной Психотерапевтической Лиги), региональный представитель Комитета по личной терапии и балинтовскому движению ППЛ, руководитель балинтовских групп, Россия, Москва.

В докладе рассматриваются основные принципы работы балинтовских групп и аналитических супервизий, их цели и задачи. Проводится сравнительный анализ этих положений на основе теории, практики и обратной связи участников балинтовских групп и аналитических супервизий, проведенных докладчиком. Так же раскрываются основные функции и ролевой репертуар руководителя/ведущего балинтовской группы и аналитической супервизии.

SIMILARITY AND DIFFERENCE OF BALINT GROUPS AND ANALYTICAL SUPERVISIONS

Malakhova Nataliya Vladimirovna – candidate of philosophical sciences, the psychologist, the associate professor of ISGAI (International Society for Guided Affektive Imagery and mental techniques in psychotherapy and psychology), the full member of PPL (Professional Psychotherapeutic League), regional representative of Committee on personal therapy and Balint movement of PPL, leader of Balint group, Russia, Moscow

In the report the basic principles of work of Balint groups and analytical supervisions are considered. It is carried out the comparative analysis of these provisions on the basis of theory, practice and feedback of members of Balint groups and analytical supervisions which have been carried out by the speaker. Also main functions and role repertoire of the head/leader of Balint group and analytical supervision are revealed.
Введение
Вокруг данной темы среди специалистов продолжается дискуссия. Проясняется ряд вопросов: Что же такое – балинтовская группа? Что такое супервизия, аналитическая клиническая супервизия? Что могут включать в себя аналитическая супервизия и балинтовская группа? Что лучше, аналитическая супервизия или балинтовская группа?
В докладе рассматриваются основные принципы работы балинтовской группы и аналитической супервизии, их цели и задачи. Так же проводится сравнительный анализ этих положений на основе теории, практики и обратной связи участников балинтовских групп и аналитических супервизий, проведенных автором. Раскрываются основные функции и ролевой репертуар руководителя в балинтовской группе и супервизора аналитической супервизии.
Схожесть и различия балинтовской группы и аналитической супервизии
1. Похожим моментом, как в балинтовской группе, так и в аналитической (групповой) супервизии, является формирование безопасного окружения с надежной рамкой (структурой). Но рамка супервизии и балинтовской группы отличается. Существуют специальные правила работы для каждой из форм. Например, в работе балинтовской группы фокус внимания обращен на отношения психотерапевта и пациента/клиента, на то, какие процессы разворачиваются в поле их взаимодействия, на параллельные процессы, происходящие в группе и за ее пределами. Референт представляет случай в свободной форме, акцентируясь на эмоциональных трудностях в своих отношениях с пациентом/клиентом, и получает от участников группы обратную связь в виде чувств, образов, фантазий и размышлений, лишенных излишнего теоретизирования и диагностирования. Два основных правила работы балинтовской группы – отсутствие критики и оценки работы коллеги. В супервизии как раз важными являются опора на теорию и постановка диагноза. Супервизируемый тщательно готовится к представлению случая по определенному образцу. Оценка этапа работы является неотъемлемой частью супервизии.
2. Одним из общих аспектов рамки является стационарный аспект, который включает в себя договоренность встречаться в определенное, регулярное время и в определенном месте с определенной оплатой, совершающейся в определенную дату, обсуждать подробно одного человека, пару или семью и использовать согласованный метод отчета (обратной связи) [1, с.34].
3. И в балинтовской группе и в аналитической супервизии формируется специфический язык для передачи опыта. В супервизии это клинический язык, включающий постановку диагноза и соответствующие рекомендации. Обращение к чувствам относительно пациента/клиента позволяет прояснить перенос и контрперенос, и используется также для постановки диагноза и определения стратегии психотерапии. Язык балинтовской группы, это язык чувств, телесных ощущений, метафор, образов. И та и другая форма работы помогает освободить переполненный «контейнер» специалиста и прояснить напряжение между ним и пациентом/клиентом.
4. В обеих формах работы используется похожий способ слушания, плавно скользящее внимание, фокусирование на реперных точках (точки, на которых основывается шкала измерений) в подаваемой информации, уточняющие, соответственно целям, задачам и запросу, вопросы. Содержание при этом, заполняющее рамку, в балинтовской группе и аналитической супервизии различается.
5. И там и там, в процессе складывающихся взаимоотношений в группе отражаются отношения психотерапевта и пациента/клиента, становятся наглядными процессы переноса и контрпереноса. одним из основных моментов является обнаружение и раскрытие слепых и немых зон в работе специалиста [1, c. 41-42]. В балинтовской группе это называется параллельными процессами.
6. Так же в обоих случаях присутствует эмоциональное взаимодействие – баланс поддержки и конфронтации.
7. Развиваются профессиональные навыки, особый способ обдумывания, особый образ мыслей. В аналитической супервизии этот процесс развивается в сторону точки зрения клинициста. Благодаря обозначению переноса и контрпереноса, проясняются уровень психического развития пациента, его конфликты, патологические паттерны в отношениях [2]. В балинтовской группе так же отслеживается перенос и контрперенос через развитие и понимание чувств, эмоций переживаний, телесных ощущений во взаимодействии с данным пациентом/клиентом. Из этой информации выстраивается понимание природы проблемы (расстройства) пациента и его отношений.
8. Общим является то, что передаются этические нормы рабочего взаимодействия в группе и в профессии в целом. Это конфиденциальность, бережное отношение к референту/супервизируемому, к пациенту/клиенту, к групповому процессу (Приложение № 1). Ответственность за соблюдение этических норм и правил разделяется между ведущими и участниками группы.
Цели и задачи балинтовской группы и аналитической супервизии
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что задачами аналитической супервизии являются помощь супервизируемому в облегчении его состояния и обучение его клиническому видению в работе (психодинамическая диагностика). Например, какого уровня психического развития пациент/клиент, т.е., какова структура его психики, какие конфликты он испытывает, если их можно определить, его патологические паттерны отношений, диагноз по МКБ 10 и DSM 4 [там же]. Диагностика возможна через анализ переноса и контрпереноса, через отслеживание динамики психотерапии. Необходимо связывание клинического материала, с различными концепциями теории и техники.

В супервизии оценивание, это двусторонний, свободный, плавающий процесс. Большое значение так же имеют рекомендации и предписания по представленному случаю.
В балинтовской группе так же стоит задача помощи референту (облегчение его состояния) и обучение его осознаванию и распознаванию символических значений чувств, переживаний, ощущений на уровне тела, относящихся к его взаимодействию с пациентом/клиентом в представленном случае и его взаимодействию с группой.

В конечном итоге:
1. Основной целью балинтовской группы является профилактика синдрома эмоционального выгорания.
2. Основной целью аналитической супервизии является обучение психодинамической психотерапии.
3. Общей целью этих двух форм работы является развитие и совершенствование профессиональных навыков и практики, повышение качества жизни специалиста как профессионального так и личного.
Основные функции и ролевой репертуар
Общим требованием для выполнения роли руководителя балинтовских групп и супервизора групповой аналитической супервизии является психоаналитическое образование и психоаналитическое видение, т.е. видение бессознательных процессов, видение того, что остается между строк в отношениях специалиста-пациента/клиента.
В аналитической супервизии супервизор, это учитель, старший коллега, клиницист, имеющий больший опыт клинической и преподавательской работы и практики. Супервизор разворачивает клиническое понимание случая среди участников группы, дает свое собственное клиническое видение.

В балинтовской группе руководитель так же более опытный и прошедший специальное образование, коллега. Но роль руководителя балинтовской группы менее проявлена, она, более фоновая, открытая для различных проекций. Руководитель способствует созданию переходного, символического пространства или поля игры, для разворачивания и расшифровки символического языка взаимодействия психотерапевт-пациент/клиент [3,4,5,6].
И в той и в другой форме работы возможно столкновение с ролевым конфликтом – возникновение конкуренции. Этот момент должен быть выявлен и возвращен группе или одному из участников группы руководителем или супервизором подходящим для ситуации способом.
Особого внимания заслуживает роль коруководителя и косупервизора в балинтовской группе и аналитической супервизии. Этому вопросу следует посветить достаточно времени. Но в рамках данных размышлений важно отметить, что роль коруководителя и косупервизора заключается в расширении пространства для различных точек зрения.
Отзывы участников балинтовских групп:
1. _ Балинтовская группа – это особый формат работы, который очень важен для нашей профессии. Меня привлекает в ней непринужденность и достаточно свободный и спокойный формат работы, который не требует никакой предварительной подготовки. Но при этом, по моему мнению, фокусируясь на отдельной проблеме во взаимодействии с клиентом, происходит достаточно глубокое осознание своих личностных проблем. Чувства, которые я испытываю, складываются сначала из смятения, недоразумения и тревоги, а затем, в процессе обсуждения, интереса, облегчения, уверенности в себе и огромной благодарности к коллегам. Конечно, это благотворно влияет не только на качество работы с клиентом, но и на качество жизни терапевта в целом. В работе с клиентом постепенно становишься более уверенной, наполненной, спокойной и удовлетворенной ее результатами. В отличие от супервизий, балинтовские группы являются более "демократичными", и в то же время более глубокими для проработки теневых сторон личности терапевта. Мне кажется это замечательная форма "работы над ошибками", позволяющая (поддерживать) стабильное психо-эмоциональное состояние и (повышать) профессиональную компетентность, которая может непринужденно продолжаться (развиваться) в течение всей жизни терапевта. И еще, по-моему, это неплохая форма профессионального общения и позитивного энергообмена между людьми.
2. _ В балинтовской группе могут находиться специалисты по душевному здоровью самых разных профессий: психологи, психиатры, психотерапевты разных школ... В фокусе внимания (находятся) чувства участников балинтовской группы. Сначала было больше мотивации к работе, но со временем чувства были благополучно разряжены и контейнированы в группе. Участие в балинтовской группе помогает легче выдерживать большой объем работы. Отличие балинтовской группы от супервизии заключается в том, что целью, на мой взгляд, является не поиск истины или идей для работы или понимание переноса, а облегчение чувств терапевта.
3. _ Балинтовская группа даёт возможность проработать сильные чувства, которые остались после работы с пациентами, и увидеть ситуацию в целом и со стороны.
В процессе работы я чувствую облегчение, радость, большую целостность себя. После работы в группе появляется энергия и силы жить. В работе это позволяет быть более точной, эмпатичной разным пациентам, особенно тем, опыт жизни которых очень отличается от моего.
Отличие балинтовской группы от супервизии, на мой взгляд, в том, что можно почувствовать себя живым человеком с чувствами, ошибками и сомнениями, а не специалистом.
4. _ Балинтовская группа дает возможность увидеть себя и пациента в более широком спектре, осознать и принять свои чувства. В группе могут возникать разнообразные чувства, они зависят от представляемого случая и от своего актуального состояния, это могут быть сочувствие, радость, злость, зависть, напряжение и т.д. Потом чаще всего происходит осознание, принятие и облегчение. В результате, есть возможность быть более объективной в работе, понимая свои возможности и ограничения. Балинтовская группа, в отличие от групповой супервизии, наполнена чувствами и фантазиями участников, нет акцента на диагнозе. Есть возможность через пациента, посмотреть на себя и терапевтические отношения.
5. _ По моим ощущениям, балинтовские группы обогащают опыт и профессиональный и жизненный, давая возможность расширить границы своего сознания через общение с коллегами, врачами, педагогами. Взглянуть с разных сторон на интересующий вопрос или проблему, при постоянном исследовании и отслеживании собственных чувств. Балинтовские группы научили меня тоньше дифференцировать чувства свои и коллег. Интересны были и параллельные процессы, происходящие в группе, в зависимости от предоставляемого случая. Балинтовские группы – интересная многогранная форма работы, которая, на мой взгляд, способствует сохранению долгой эффективной профессиональной жизни.
Отзывы участников аналитической групповой супервизии
1. _ Для меня супервизии являются одним из направлений в освоении метода (символдрамы). Считаю, что без данной формы психотерапевтической работы анализ взгляда на собственную динамику профессионального роста был бы не возможен. Сессии по супервизии дают мне возможность увидеть варианты выстраивания моделей работы с пациентами (собственной и коллег). Данный спектр вариабельных подходов способствует более конструктивному взаимодействию с пациентами в процессе собственных психотерапевтических сессий. Так же этот материал является ценным в открытии собственных фрагментов из прошлого, и прорабатывается на индивидуальных психотерапевтических сессиях.
Переживания практического опыта в символдраме (в том числе и в супервизии) способствовало активизации позитивного восприятия жизни, пониманию, что метод является той формой психодинамического направления, которая удовлетворяет мои профессиональные поиски в обретении собственной целостности.
В настоящее время испытываю глубокую удовлетворенность от обретения команды единомышленников, двигающихся по пути саморазвития.
2. _ По основной специальности я – врач психиатр. Во врачебной практике, в первую очередь, проводится обследование пациента с целью вынесения диагноза, затем, определяются мишени терапевтического воздействия и только потом подбирается и назначается адекватное лечение.
Супервизия, которую мы проходим в группе, дает возможность получать практический опыт. Каждый представленный случай пропускается через себя, начинаешь испытывать определенные чувства и к клиенту, и к терапевту. У каждого участника группы возникают свои чувства, переживания, видение проблемы, которыми, он имеет возможность делиться с другими участниками. Это и есть для меня неоценимый опыт.
Заключение
В заключение хочется упомянуть, что существуют смешанные формы работы, например полимодальная супервизия, супервизия, интегрирующая в себя техники балинтовской группы, различных направлений психотерапии. Равно как и балинтовская группа может интегрировать в свою работу различные психодинамические техники, способствующие обнаружению бессознательного пласта опыта.
В итоге по вышеизложенным соображениям и предпринятому сравнительному анализу можно сделать следующие выводы:
1. Балинтовская группа и аналитическая супервизия являются чрезвычайно важными взаимонезаменяемымы, взаимодополнительными формами работы для практикующих специалистов психоаналитического толка в области психического здоровья (психологов, психиатров, психотерапевтов).
2. Для начинающих специалистов в этой области, по опыту автора и по отзывам участников, все же более экологичной формой работы является балинтовская группа. К аналитической супервизии необходима определенного рода готовность, зрелость специалиста. Содержащийся в аналитической супервизии оценочный компонент, необходимость четкой подготовки и знания теории, являются дополнительным стрессом, «ударом» по нарциссической составляющей личности у начинающих специалистов.
3. Важным моментом является то, что у балинтовской группы более широкий спектр охвата в плане работы со специалистами помогающих профессий: врачами общей практики, медсестрами, психиатрами, психотерапевтами различных направлений, психологами, социальными работниками, учителями, юристами и др.
4. Эффективная аналитическая супервизия, как и эффективная балинтовская группа зависит от качества отношений между супервизором и супервизируемым/между руководителем и референтом, а также группой.
5. Трудности в обучении как одной, так и другой форме работы являются нормальными и должны ожидаться [1, с.54].
6. Хорошая балинтовская группа, как и хорошая аналитическая супервизия способствуют преобразованиям для супервизируемого/референта, и, таким образом, для пациента/клиента, способствуют более качественной работе специалиста.
Библиографический список
1. Clinical supervision of psychoanalytic psychonherapy. Edited by Jill Savege. Publisher: International Psychotherapy Institute. Copyright © 2012. – 445 p. http://www.freepsychotherapybooks.org/book-categor...
2. Операционализированная Психодинамическая Диагностика ОПД-2: Руководство по диагностике и планированию терапии./ Редактор русского перевода Гонгчаров М.А. –М.: Академический Проект; Культура, 2011. – 454 с.
3. Винникотт Д.В. Игра и реальность /Д.В. Винникотт – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 288 с.
4. Малахова Н.В., Символический язык осознавания референом собственных возможностей в пространстве балинтовской группы. / Доклад на первом объединенном Евроазиатском конгрессе ОППЛ «Психотерапия без границ: прошлое, настоящее и будущее», М., 2013 г.
5. Малахова Н.В., Балинтовская группа в контексте разворачивания символического пространства в процессе взаимодействия ее участников. / Сборник материалов Третьего московского научно-практического симпозиума с международным участием «Супервизии и балинтовские группы в символдраме», М., 2 февраля, 2014 г., с. 8-12. http://symboldrama.ru/category/articles/
6. Малахова Н.В., Возможности конструирования символического пространства балинтовской группы. / Доклад на международном балинтовском конгрессе. Потсдам, 1-3 мая, 2014 г.
7. Jeffrey L.Sternlieb, Ps.D., Allentown, PA/U.S.A. Balint as an invitation to play: Contributions from Winnicott and Piaget. / Collection of materials of 18 th International Balint Congress «Attachment and Relationship. The Frame of Balintwork». Heidelberg, 7-11 September, 2013. – p. 17-25.

Copyright © 2014